Наше настоящее — спортивные традиции, техническое и творческое развитие молодежи.
И это лучшее будущее крепкого Российского государства!
группа ФАСР в фейсбуке FAI Международная федерация аэронавтики Министерство спорта России

К юбилею Анатолия Викторовича Гречина


Анатолий Викторович Гречин родился в Москве 4 января 1944 г. в семье служащих.


Авиамоделизмом заинтересовался, учась в пятом классе школы №716, которая находилась в районе послевоенных новостроек Измайлова. Руководитель школьного кружка Сергей Сысолятин   сам занимался строительством авиамоделей у Алексея Михайловича Ермакова в Доме пионеров на площади Журавлёва. Когда подросток приобрел опыт постройки схематических моделей, ему поручили сделать более сложную - таймерную. В те времена модели изготавливали преимущественно из тонкой 1-1,5 мм фанеры, сосновых и липовых реек. Анатолию очень пригодилось хорошее владение лобзиком. В начальных классах он выпиливал и собирал разнообразные поделки: вазочки, шкатулки, настольный письменный прибор, подвеску для отрывного календаря. Модель с дизельным моторчиком была почти готова, но кружок неожиданно закрылся.


Постройку таймерных моделей Толя Гречин продолжил в детском клубе на Нижне-первомайской улице. Руководил занятиями страстный любитель авиации, бывший военный лётчик Александр Степанович, преподававший черчение в школе. Однако и клуб закрыли по техническим причинам на неопределенное время. Энтузиаст Александр Степанович нашел выход. Нескольких кружковцев, делавших модели на хорошем уровне, среди которых был семиклассник Толя, он повёз в Дом пионеров на площадь Журавлёва – к Ермакову. Начиная с 1958 г. Алексей Михайлович Ермаков становится учителем, наставником и тренером Анатолия Гречина.

Летом 1959 г. Анатолий занял второе место на московских городских соревнованиях школьников. По результатам выступлений ему присвоили юношеский спортивный разряд. Торжественное закрытие мероприятия проходило в известном всей Москве Дворце пионеров и школьников на улице Стопани. Вручал дипломы и призы Павел Григорьевич Рывкин -  будущий начальник Московского авиамодельного клуба (МАК), открытого в 1960 г. Гречин получил в подарок широкоформатный фотоаппарат «Любитель-2» и был невероятно счастлив.


У  Ермакова в тот период времени занимались моделисты Б. Рощин, В. Ракольский, С. Назарьев, Э. Коноп. Чуть позже - В. Маслёнкин, Н. Наумов, В. Федоров, М. Беседин, В. Хабаров, С. Стецук, Н. Захаров, А. Пугаченко. Алексей Михайлович был действующим спортсменом, при этом работал в ЦК ДОСААФ инспектором и был в курсе всех направлений в авиамоделизме. Он регулярно знакомил своих учеников с новыми схемами таймерных моделей, которые постепенно усложнялись. Например, несовершенная система отсечки времени работы двигателя и принудительной посадки приводила  часто к потере модели. Она улетала в восходящих потоках и пропадала. Но в шестидесятых годах на таймерных моделях применили  часовые механизмы, и количество потерь заметно сократилось.


Анатолий упорно совершенствовал навыки в постройке моделей, стремился к спортивным достижениям. Принимал участие в московских городских соревнованиях разного уровня, занимал призовые места. В начале 1960-х годов МАК проводил на аэродроме в Тушино состязания по свободнолетающим моделям на кубок им. Михаила Зюрина. После заметного выступления таймериста Гречина его включили в состав сборной юношеской команды Москвы и отправили в 1961 г. на соревнования школьников в Куйбышев. Анатолий не только получил первый опыт участия в сборной, но и встретил там моделиста Бориса Голумяна, который стал ему другом на всю жизнь.


В 1963 г. выступал в Костроме на 32-ом авиамодельном первенстве СССР, занял 12-е личное место и второе - командное. В следующем 1964 г. в Харькове выиграл эти соревнования, вышел на первое место и стал чемпионом СССР, выполнив норматив мастера спорта. Анатолий всегда отличался высоким качеством изготовления моделей. Регулярные тренировки в любую погоду помогали поддерживать физическую форму и успешно выступать в спортивных состязаниях на протяжении всего 1964 г.


До армии Гречин руководил авиамодельным кружком при одном из машиностроительных  заводов Москвы. Проводил занятия на Станции юных техников в Сетуни. Был наставником таких спортсменов как Б. Киселёв, В. Попков, братья Ю. и В. Князевы, И. Голубев и других.
Осенью 1964 г. Анатолия призвали на срочную службу в советскую армию. Троих москвичей (все авиамоделисты) распределили в школу младших авиационных специалистов в городке Камышине. Гречин - мастер спорта по таймерным моделям, не успевший получить удостоверение, Геннадий Сафронов - мастер спорта по гоночным моделям и Сергей Тимофеев - перворазрядник.  Они, как и положено, проходили курс молодого бойца.

В СССР военное руководство уделяло большое внимание соревновательному движению в частях. В начале 1965 г.в  округ поступило распоряжение направить А.В. Гречина в Ташкент на Первые Всесоюзные армейские спортивные соревнования. Все забегали.  Командир сообразил, что его моделисты могут принести весомые очки подразделению. Снабдили солдата, одетого  в военную форму и сапоги, гражданской одеждой, продовольственным пайком и проездными документами. Друзья во главе с Борисом Рощиным доставили из Москвы модели Гречина.
На этих соревнованиях он занял первое место среди таймеристов. Вне конкурса выступал Е. Вербитский. Первое место по резинкам занял Эд. Карамян, по радиоуправляемым моделям -  мастер спорта В. Щербаков. Шурнс Ринас занял первое место по планерам. Алексей Михайлович Ермаков привёз удостоверение мастера спорта и вручил его Гречину вместе со значком, который по возвращению в часть Анатолий носил на гимнастёрке.


Началось создание авиамодельных спортивных команд в округах. Этим плотно занимался полковник Дмитрий Фортунатов – спортсмен, моделист-скоростник, служивший в Генеральном штабе. К делу отнеслись серьезно, и в актив воинских частей пошли очки за призовые места. Трое друзей окончили школу, и их зачислили в спортивную роту Ейского авиационного училища. Здесь они подготовили ранее построенные модели к выступлениям и сформировали команду. Гречин тренировал будущих перспективных участников - спортсменов Ю. Волохова, А. Владивостокова, Н.Запивалова и В. Полевитского.

Весной 1966 г. в Харькове состоялись первые соревнования по модельному спорту в ВВС СССР. Команда из Ейска вышла на первое место, Анатолий стал призером. Следующий этап спортивной деятельности Гречина прошел в Группе советских войск в Германии.

За время в службы в армии (1965-1967 гг.) было немало соревнований, где выступал Анатолий Гречин. Успешно: в 1966 г. на 35-ом первенстве СССР во Львове, в 1967 г. на 4-ой летней спартакиаде в Кемерово (в составе команды Северокавказского округа ВВС СССР), на первенстве РСФСР, в многочисленных региональных турнирах. Не удалось показать высокий результат в Киеве на 9-ой летней спартакиаде народов СССР.


После демобилизации Анатолий проработал два года инструктором в ЦСТКАМ. Спорт не бросал, его тренером по сборной команде СССР был Всеволод Николаевич Колпаков. В 1968 г. на 37-ом первенстве СССР занял второе призовое место. Перешел работать в художественный фонд, перевез туда же модели. В 1969 г. на чемпионате мира в Австрии  команда, состоящая из Вербитского, Ануфриенко и Гречина, была четвертой. В личных выступлениях Анатолий – на 15 месте. В 1971 г. на чемпионате мира в Швеции, когда советская сборная заняла второе место, Гречин выступил неудачно – всего лишь 33 место. В 1971 г. на чемпионате СССР в Харькове он был четвёртым. На этом спортивная биография Анатолия Гречина закончилась. Появилась семья и вследствие этого другие жизненные ориентиры.

В 1968-1974 гг. Гречин учился в Московском авиационно-технологическом институте (вместе Н.С. Масловым и В. Ефремовым). Модели безвозмездно передал действующим молодым спортсменам.

Начиная с 1977 г. Анатолий Викторович работал в Московском авиационном институте, занимался беспилотными летательными аппаратами.  Руководителем конструкторского бюро МАИ был резинщик Владимир Алексеевич Макеев.  Почти все сотрудники вышли из рядов авиамоделистов, в частности Б. Шкурский и механик В. Абрамин.
Выполняли научно-исследовательскую работу совместно с другими НИИ и КБ страны. Регулярно ездили на испытания, где проводились стрельбы, и составляли отчеты о том, в какой мере эффективны различные виды вооружения в борьбе с беспилотными ЛА.   В 1977 г. это были почти спортивные небольшого размера модели. В 1979- 1980 гг. спроектировали в МАИ несколько аппаратов весом 60 кг. Инженер А. В. Учагин  создал моторы 23 кубов, 50 кубов, на большой самолёт двигатель 250 кубов. Самолёты и моторы делали из современных материалов. Радиоаппаратурой сначала пользовались иностранной, впоследствии министерство радиоэлектроники  произвело отечественную.


В 2004 г. А.В. Гречин вышел на пенсию. Продолжает поддерживать дружеские связи с коллегами-авиамоделистами, с интересом посещает спортивные мероприятия.

№№

Пп

Наименование соревнований

Дата проведения

Результат F-1-C

Личное место

Командное место

1

Моск. Гор. Сорев.

12.06.1960

 

1

 

2

Моск. Гор. Сорев.

24.03.1963

 

2

 

3

32-ПСССР Кострома

24-29.08.1963

642

12

2

4

Ч Москвы

06.1964

 

1

 

5

ПСССР Харьков

07.1964

900+210

1

 

6

ПВВС СССР Харьков

19.07.1965

839

1

 

7

Всесоюз. Зим. Сорев. ВВС Ташкент

02.1965

 

1

 

8

ПВВС СССР Харьков

6-11.07.1966

 

2

 

9

35-ПСССР Львов

17-21.08.1966

783

10

 

10

Ф.сорев.IV летней Спартакиады. Нар.РСФСР Кемерово

06.1967

 

3

 

11

37-ПСССР Орёл

17-20.08.1968

896

2

 

12

ЧМ Австрия

11-17.08.1969

1248

15

4

13

ЧМ Швеция

30.06-06.07.1971

1222

33

2

14

ЧСССР Харьков

10-19.08.1971

1208

4

 

15

XVIII сорев. вузов

09.1973

 

2

 


Елена Астахова

Яндекс.Метрика