Наше настоящее — спортивные традиции, техническое и творческое развитие молодежи.
И это лучшее будущее крепкого Российского государства!

Поздравляем Бориса Алексеевича!

Авиамоделист Борис Алексеевич Киселев родился в Москве 16 марта 1949 г. Его родители имели рабочие специальности и трудились на заводе.

Еще в раннем детстве Боря с интересом наблюдал, как ребята на стадионе запускали модели самолетов. Учась во втором классе школы №809, он самостоятельно записался в авиамодельный кружок, которым руководил Анатолий Гречин. Кордовые летательные аппараты ему понравились сразу. Однако кружок специализировался на таймерных моделях, поэтому до 1965 г. юноша в основном выступал на спортивных соревнованиях как таймерист.



Впоследствии Киселев перешел к наставнику В.Г. Бадулину и целиком отдался любимым кордовым моделям в классе «Воздушный бой». Отличие было в том, что таймерную модель строить сложнее, а в «воздушном бою» важнее мастерство управления самолетом и физическая подготовка спортсмена.

С 1967 г. занимался под руководством И. Лотцева - одного из сотрудников МАК, который научил своих подопечных следить за достижениями в области современного авиамоделизма и применять новые технологии при изготовлении моделей, настраивал всех на победу. Кружок лидировал в городе. Борис, выступая на районных соревнованиях по таймерным моделям, занимал 2-3 места, а когда перешел на «воздушный бой» - завоевывал первенство. На городских соревнованиях в 1967-68 гг. тоже становился призером.

В 1969 г. Борис построил хорошие модели, оснащенные современными двигателями, и получил первый спортивный разряд. После выигрыша в очередных соревнованиях его пригласили в сборную команду Москвы по авиамодельному спорту. Впервые в этом ранге он выступил Киеве на чемпионате СССР. Занял 5-е и сразу вошел в группу сильнейших.



По итогам прошедших турниров Бориса Киселева зачислили в сборную Советского Союза. Отметили достойно изготовленные модели и мастерство в пилотировании. В 1970 г. он участвовал в качестве дублирующего пилота на тренировочных сборах перед очередным чемпионатом мира по кордовым моделям в Бельгии.

Новое направление «Воздушный бой» тогда не существовало в регламенте чемпионатов Европы и мира, но само понятие ввели в спортивную квалификацию. В Москве сложился сильный коллектив спортсменов в этом виде авиамоделей, которые между собой соперничали, яростно сражались на тренировках, были готовы к серьёзным состязаниям. Кандидат в мастера спорта Киселев  выдержал жесткую конкуренцию, попал на этот чемпионат и впервые в своей жизни победил в соревнованиях высочайшего уровня.

В бельгийский город Намюр приехали спортсмены из 25-ти стран мира, состав участников было весьма многочисленным и представительным. Впервые в истории в рамках чемпионата мира 1970 г. официально постановили в классе «Воздушный бой» разыграть два главных приза и учредили Первые два Кубка ФАИ. За них боролись 17 спортсменов. Отсутствовали только англичане, которые считались фаворитами в этом виде.

Наблюдая тренировочные полёты, хозяева ЧМ бельгийцы оценили, насколько силен состав участников и как трудно будет определить абсолютного победителя.

В распоряжение спортсменов предоставили четыре площадки. Кордодромы для скоростных и гоночных моделей имели хорошее асфальтовое покрытие и ограждение для безопасности зрителей. Кордодромы для моделей пилотажных и «воздушного боя» не имели ограждений, причём последний был выложен дерном. Это должно было предохранить модель от поломки - в случае неудачного приземления.

Киселёв имел 6 моделей, очень лёгких - весом 340-350 граммов, выполненных по схеме «летающее крыло». Двигатели «Метеор-2,5» и «Супер-Тигр G20/15». Бак металлический с использованием давления. Винт 180?100 мм. Первые же полёты Бориса вызвали удивление соперников. Его модели имели значительное преимущество в скорости и маневренности. Они отлично держались в любой точке полусферы, несмотря на довольно сильный ветер.

По жеребьёвке в первом туре спортсмену из СССР противник не достался, и он сразу же вышел в четвертьфинал, где встретился с бельгийским «бойцом» по фамилии Мохимонт. Вскоре после начала боя Киселёв отрубил всю ленту у противника и старался только избегать встречи с его моделью. Но бельгиец тоже сумел отрубить у Киселёва всю ленту и, проигрывая немного по очкам (он позже взлетел), попытался запутать Бориса. Это ему удалось – на третьей минуте обе модели упали. Вторая модель нашего спортсмена взлетела тут же, а соперник в воздух так и не поднялся. Во втором «бою» с голландцем Меером Киселёв сделал два отруба и одержал победу с явным преимуществом.



В финале против него выступил бельгийский спортсмен Козиакс. Перед началом «боя» все члены сборной команды Бельгии запели национальный гимн. Это был один из самых интересных поединков. В упорной борьбе Киселёв сумел сделать два отруба и стал обладателем первого Кубка ФАИ.

После выигрыша Бориса Киселева, новичка в мировом спорте, представители ФАИ хотели убедиться в его квалификации и корректности показанных им результатов. На следующий день началось сражение за второй Кубок ФАИ. Первый «бой» с болгарским спортсменом Янковым проиграл Киселев. Естественно, после основных соревнований и напряжение сказывалось, и техника была подломлена. Борису не удалось дойти до финала. Награду вручили немецкому авиамоделисту.

Организаторы чемпионата по согласованию с ФАИ учредили дополнительный Кубок Детруа за абсолютное первенство, который разыгрывался между Киселёвым (СССР) и Дубовски (ФРГ) - обладателями первого и второго Кубков ФАИ.

Мало кто из участников имел к тому времени боеспособные модели. У Дубовски осталась одна, у Киселёва – две. Он привел технику в порядок. Помогли коллеги из сборной команды во главе с тренером Ю.А. Сироткиным, который учил авиамоделистов добиваться высоких результатов в спорте. Борис тактически несложно выстроил «бой». Сначала сделал один отруб, потом модели запутались и упали. Киселёв стартовал с последней моделью, а Дубовски выступить уже не смог. Советский спортсмен выиграл чисто, завоевал два кубка и стал абсолютным победителем в классе моделей «воздушного боя».

Чемпионат мира 1970-го был чрезвычайно удачным для сборной авиамоделистов из СССР. Его финал бельгийская пресса назвала «русским», и свой вклад в этот успех внес молодой «боец» Борис Киселев.

Напомним, только в 1978 г. на чемпионате мира по кордовым моделям в Англии класс «Воздушный бой» занял свое полноправное место. В 1975 г. его утвердили в регламенте чемпионата Европы в Бельгии, куда отправилась первая сборная СССР по «воздушному бою». Киселев был в ее составе, не показал высоких результатов, но гордился участием в историческом событии – официальном выходе отечественных «бойцов» на международную арену.

Добрым словом вспоминает Киселев тренера МАК в 1967-68 гг. А. Ш. Назарова, рано начинал сезон и вывозил авиамоделистов на специальные, очень напряженные тренировки. Это помогло впоследствии выдерживать ритм и нагрузки крупных соревнований.

В 1971 г. Борис Киселев получил звание «Мастер спорта СССР международного класса по авиамодельному спорту». В 1972 г. на состязаниях в Румынии в составе сборной СССР он опять лидировал. Много побед одержал на чемпионатах Советского Союза. Борис учился в Московском авиационно-технологическом институте (МАТИ) и участвовал в вузовском авиамодельном спорте. Экипаж В. Югов (пилот) – Б. Киселев (механик) победил на 18-х Всероссийских студенческих соревнованиях в Уфе.

Участники сборной команды работали с техникой во всех её вариантах, помогали друг другу. В 1970 г. запрещалось применение иностранных двигателей в СССР. Отечественные двигатели «Метеор», на которых соревновались, было непросто отладить до уровня мировых стандартов. В этой области консультировали ведущие спортсмены МАК: известный таймерист В.И. Петухов и В.З. Туник.

Когда Киселев начал сотрудничать с МАК, «воздушный бой» не входил в чемпионский класс. Но многие спортсмены активно строили специализированные летательные аппараты. Изучив опыт зарубежных и советских авиамоделистов, Борис сделал собственную модель по схеме «летающее крыло»,  которую наши спортсмены не применяли. Новинка по конструкторским характеристикам и полету, красивая модель легко управлялась и хорошо маневрировала. Была сложна в изготовлении - применялась бальза, которая обклеивалась специальным шелком, а его (в свою очередь) надо было грунтовать эмалитом, затем красить модель. Удачливую и результативную модель Киселева многие спортсмены копировали.

В «летающем крыле» были убраны все детали, тормозящие движение модели в воздухе, и скорость увеличилась до 145-165 км/ч (таких величин достигали впервые). Модель имела гораздо меньшие размеры, чем современные образцы. Сегодня летательные аппараты маневреннее, но скорости такой не показывают. Сейчас проходят 10 кругов за 22 секунды, а Борис летал 19 секунд. Большой скоростью надо правильно управлять, чтобы выполнять определенные манёвры. Его модель делала фигуру «змейка», благодаря которой на ЧМ в 1970 г. он выиграл кубок. В полете соперник пристроился в хвост, Борис выполнил «змейку» и перед землёй ушёл «на спину». Соперник растерялся и уронил свою модель. Пока заводили мотор, время вышло, а у Киселева было преимущество в отрубах.

Со временем у пилотов «воздушного боя» появились партнеры – механики. Сложились экипажи. Вдвоем занимались предстартовой подготовкой.  В 1972 г. Киселев выступал в паре с В. Юговым на чемпионате СССР в Киеве. Они умело боролись в финале с ленинградцами Ю. Черниковым и А. Токаревым, и к исходу третьей минуты стремительно и успешно атаковали соперников. «Воздушный бой» не обходится без потерь техники. Разбилось на чемпионате более двадцати моделей, и было решено проводить у нас в стране соревнования по этому классу над площадками не с асфальтовым, а с травяным покрытием.

В 1974 г. Киселев летал с механиком А. Сусмановым. Долгое время сотрудничал с авиамоделистом Б. Ищенко, который  строил двигатели и отлично их обслуживал. Механик добивался, чтобы моторы стабильно работали в любых климатических условиях.  Пилот на него всегда мог положиться. В течение 13-ти лет они участвовали в различных соревнованиях, выигрывая в тандеме. В общей сложности опробовали больше десятка вариантов самолетов. В 1983 г. экипаж Б. Киселев – Б. Ищенко стал победителем 8-й Спартакиады народов СССР и чемпионата СССР в Харькове.



Постепенно менялись правила и тактика ведения «воздушного боя». Появились новые формы моделей и материалы с другими свойствами, усовершенствовались двигатели. Киселев отошел от привычной схемы «летающее крыло» и решил работать на перспективу. Переходный период характерен разными типами моделей и различными спортивными результатами.

           В 1985 г. по семейным обстоятельствам пришлось оставить сборную команду. Через двенадцать лет Киселев вернулся в спортивную жизнь. Впервые после перерыва выступил успешно на соревнованиях в Нарофоминске со своим напарником М., который сам делал двигатели. Основной костяк участников был молодежный и сильный, но их экипаж отвечал современным требованиям.

Одно время Киселев строил двигатели, в том числе для своей широко известной модели «Дракон». Модели его не сохранились, двигатели раздарил коллегам. Осталась одна памятная модель с чемпионата мира, без двигателя. Модель «Дракон-3» отличалась большой скоростью и маневренностью при ведении «боя», была устойчивой в горизонтальном полёте. Хорошее натяжение корды при всех эволюциях  обеспечивало надёжную работу двигателя. На модели были установлены система остановки двигателя в полете и приспособление сброса ленты.

В 1973-74 гг. показатели скорости спортсменов перестали устраивать. Киселев первым начал применять на двигателе модели «воздушного боя» однолопастный винт. Выполнил его правильный крепеж и добился скорости, большей на порядок. Около двух лет применяли этот винт, а в 1975 г. ФАИ запретило его использовать как опасный элемент конструкции. Пришлось вернуться к двухлопастному винту.

           Когда-то авиамодели не имели пластиковых винтов. Их делали по шаблону из дерева граба, получалось красиво и добротно. У Киселева сохранилось несколько таких винтов, изготовленных в 1973-74 гг. и один винт 1971-го. Можно показывать следующим поколениям как объект истории авиамоделизма.

           Отечественные авиамоделисты широко использовали микродвигатель «Метеор МД-2,5» с калильным зажиганием. Он отличается высокой оборотностью и был стабилен при полёте в любую погоду. Скорости полета с таким мотором были выше, чем с компрессионным двигателем того же объема.

           Используют авиамоделисты при строительстве самолетов и самодельные микродвигатели, разработанные спортсменами Н. Масловым - Б. Киселёвым и Б. Киселёвым - Б Ищенко. Сконструированные авиамоделистами новые моторы имели хорошие стендовые и эксплуатационные характеристики, небольшую массу, и в них использовалась трехканальная продувка. Некоторые были опробованы на международных соревнованиях. Один из двигателей имел интересную конструкцию верхней крышки. Если раньше она крепилась 4-6 болтами, то здесь она ввинчивалась непосредственно в картер двигателя. Это позволяло быстро заменять прокладки под головкой двигателя, а также подбирать камеры сгорания под разное топливо и погодные условия.

           Преданность авиамоделизму и спортивные достижения Бориса Алексеевича Киселева были отмечены спортивными медалями, грамотами и дипломами.

Ветеран в свои семьдесят лет по-прежнему увлечен моделизмом, дружит с коллегами и передает накопленный бесценный опыт молодому поколению. С 2012 г. руководит лабораторией технического моделирования «Небо – детям» в сельском поселении Ильинское района Петрово-Дальнее Красногорского городского округа . Пожелаем ему долгих лет жизни и успехов!


Поздравления и пожелания юбиляр принимает по тел. +79032402963

 Елена Астахова 

Фото Вячеслава Тимофеева

Яндекс.Метрика