Наше настоящее — спортивные традиции, техническое и творческое развитие молодежи.
И это лучшее будущее крепкого Российского государства!
группа ФАСР в фейсбуке FAI Международная федерация аэронавтики Министерство спорта России

Воздушный кодекс. Что скажет нам начальник транспортного цеха?

23 апреля в Министерстве экономического развития Российской Федерации прошло расширенное совещание по проекту поправок в Воздушный Кодекс , определяющий, в числе прочего, и право авиамоделистов на беспрепятственные полеты моделей.  На страницах нашего сайта уже публиковалось несколько статей на эту тему, поэтому не станем снова уходить в подробности, отметим лишь - сегодняшняя структура законодательства, регулирующего правила использования воздушного пространства не учитывает огромное количество нюансов, связанных с развитием техники и технологий в сфере беспилотных авиационных систем, развитием новых мощнейших экономических направлений, где использование беспилотной техники может приносить колоссальный экономический эффект, решая промышленные и социальные задачи.

Итак совещание:  Проводил его Департамент оценки регулирующего воздействия Минэконома под руководством заместителя Директора Департамента Макаренко Анны Александровны. Надо сказать, что оценку регулирующего воздействия путем публичного обсуждения в России с 2013 года проходят все проекты федеральных нормативно-правовых актов. Предложенный Министерством транспорта проект поправок в Воздушный кодекс,  так же обсуждался на едином портале http://regulation.gov.ru и список необходимых доработок составил тогда более 70 страниц. После этого были неоднократные встречи, долгие согласовательные дебаты, аргументированные доводы большого числа авиационных специалистов, но позиция министерских чиновников тверда и нерушима:  лучшее - враг хорошего!

Несколько писем направленных разными организациями в разные ведомства, и в том числе наше обращение к Председателю Правительства Российской Федерации Д. А. Медведеву все-таки сыграли большую положительную роль -  в Правительстве Российской Федерации прошло еще одно совещание с поручением к Минтрансу России и Минэкономразвития  России провести широкое обсуждение, внимательную экспертизу проекта нормативного акта и в кратчайшие сроки привести законопроект в форму, соответствующую реалиям сегодняшнего времени и потребностям всех заинтересованных сторон. 

Вернемся к совещанию - оно было весьма жарким. Компетентные участники ( см. список внизу) обсудили и аргументировали многие пункты Воздушного кодекса и подзаконных актов, постарались дать понять представителям государственных органов все пробелы существующего регулирования и представили  системный подход к способам решения целого комплекса задач, от сертификации воздушных судов до способов их использования и обучения эксплуатирующего состава. Позиция Федерации авиамодельного спорта, выраженная на этом совещании была следующая: 

В России десятки тысяч детей и взрослых, хоббистов и спортсменов ежегодно запускают сотни тысяч авиамоделей.  Мы понимаем, что по формальным признакам эти модели являются беспилотными летательными аппаратами, но:

  • Технические параметры спортивных моделей регламентированы правилами ФАИ, проверяются спортивными техкомиссиями и не требуют никакой дополнительной сертификации.
  • Авиамодели не выполняют коммерческих работ и используются лишь в развлекательных и спортивных целях и не несут целевой нагрузки.
  • Авиамодели не летают так же далеко и высоко, как беспилотники. Их потенциальная опасность во много ниже и ответственность за вред, который может причинить пилот авиамодели, сравнима с вредом от брошенного камня. Это обычная гражданская ответственность и она уже регулируется законодательством.
  • Пилоты авиамоделей управляют ими в соответствии с правилами проведения соревнований а полученные разряды и звания вполне заменяют собой квалификационные аттестаты. Дополнительное платное обучение в сертификационных центрах  авиамоделистам не требуется.
  • Конечно, авиамодель это беспилотник, и мы понимаем, что есть территории, где запрещены даже воздушные шарики. Но в остальных местах авиамодели должны летать не в разрешительном и не в уведомительном порядке, а тогда, когда спортсмен или хоббист счел это необходимым.  Если в Российском законодательстве разрешены салюты и фейерверки на высоте до 50 метров, если разрешено строительство высотой до 50 метров без специальных согласований, значит эта высота уже априори узаконена, как безопасная и доступная всем!  Более того, если пилот авиации общего назначения, на лекгомоторном самолете будет предполагать, что кроме него на высоте 100 метров может быть кто-то еще, он будет вести себя внимательней. И эта внимательность поможет избежать многих катастроф! Не потому ли во многих странах  отсечка свободной высоты колеблется от 120 до 150 метров?
По окончании обсуждения слово взял представитель Минтранса России, Начальник отдела Департамента государственной политики в области гражданской авиации Литвинов Дмитрий Геннадьевич.
Он не привел каких-либо возражений на предложенные поправки, отметив лишь, что авиамоделистов можно учесть в подзаконном акте, однако сообщил присутствующим, что проект федерального закона сегодня находится не в том состоянии, чтобы в нем уже можно было что-то менять.  Какое оно "то"  состояние, было оно уже или еще будет, Дмитрий Геннадьевич тоже не пояснил, однако пообещал еще раз изучить предложенные поправки.  



Уже сегодня вечером мы получили письмо из Министерства экономического развития Российской Федерации о том, что по результатам обсуждения Законопроект получил отрицательную оценку!  К нашей искренней радости есть там и несколько слов про авиамодели:

"...В условиях отсутствия законных оснований для получения эксплуатантами БАС соответствующих сертификатов согласно Федеральным правилам использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 г.
№ 138 (далее – Федеральные правила), эксплуатанты БАС не могут использовать воздушное пространство наравне с иными эксплуатантами воздушных судов. 
Так, согласно пункту 2 Федеральных правил беспилотные летательные аппараты определяются как летательный аппарат, выполняющий полет без пилота (экипажа) на борту и управляемый в полете автоматически оператором с пункта управления или сочетанием указанных способов. Таким образом, под указанное определение попадают все виды летательные модели, в том числе авиамодели, классифицируемые в контексте проекта акта как БВС..."

С полным текстом Заключения Минэконома можно ознакомиться здесь.   Предлагаемые поправки в ВК приложены снизу файлом. Ну а мы теперь  ждем, что скажет нам начальник транспортного цеха?



Предлагаемая редакция Воздушного кодексаПредлагаемая редакция Воздушного кодекса

Скачиваний: 3

##

Скачиваний: 2

##

Скачиваний: 4

Яндекс.Метрика